Наталья Иннокентьевна Багайникова

Программа валеологического кружка

 Программа валеологического кружка «ЗОЖ»

для детей старшей группы

(2015 - 2016 г.)

Руководитель кружка: Наталья Иннокентьевна Багайникова

Пояснительная записка.

  Общеизвестно, что здоровье нации является одним из главнейших показателей ее благополучия. От здоровья подрастающего поколения зависит будущее России. Ученые констатируют, что проблема сохранения здоровья детей не теряет своей актуальности. И более того имеет тенденцию к нарастанию.

  Статистика свидетельствует: физиологически зрелыми сегодня рождается не более 10% детей, т. е. большинство сразу после рождения не готовы к физиологически полноценной жизни. Более того до 25-35% детей, приходящих в 1 класс, имеют физические недостатки или хронические заболевания.

Приведенные цифры заставляют задуматься о причинах этого. Одной из главных причин является культурный кризис общества, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитательного пространства в целом.

Опыт работы с дошкольниками показал, что у детей, не приученных заботиться о своем здоровье, неизбежны психологические срывы, им сложнее вникать в реалии “взрослой жизни”. А ведь новое тысячелетие заставит их столкнуться с возросшей конкуренцией, когда больших успехов в жизни и карьере добиваются более здоровые и образованные сверстники.

Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека.

В связи с этим возникает уверенность, что воспитание валеологической культуры актуально уже в дошкольном возрасте. Что же такое валеологическая культура? Под валеологической культурой ребенка мы понимаем совокупность нескольких компонентов: осознанного отношения к здоровью и жизни, знаний о своем организме и умений оберегать, поддерживать и сохранять здоровье, а так же самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные со здоровым образом жизни, безопасным поведением, оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Таким образом, можно выдвинуть конкретные задачи воспитания валеологической культуры дошкольников:

- формирование осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни;

- накопление знаний о здоровье, обретение умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих здоровье;

- становление валеологической компетентности ребенка как готовности самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения в непредвиденных ситуациях;

- оказание элементарной медицинской помощи и самопомощи.

Одним из основных компонентов валеологического образования является комфортность в общении ребенка и педагога, творческое содружество детей и педагогов в нахождении путей решения проблемы, познание через игру, решение проблемно-творческих задач разного уровня сложности, подготовка детей к верному самоопределению в любой жизненной ситуации.

Из всего этого можно вывести основной принцип валеологии и валеологического образования - человек, познай и сотвори себя.

Наш детский сад уделяет большое внимание физкультурно-оздоровительной работе и валеологическому воспитанию в частности. Для решения этой проблемы мной была разработана программа валеологичекого воспитания детей дошкольного возраста, которая была реализована через кружковую работу.

Программа кружка рассчитана для детей 5-6 лет. Занятия проходят с сентября месяца по май, 1 раз в неделю, продолжительность до 25 минут (вторая половина дня). Составлена на основе учебно-методического пособия Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой «Безопасность» (Москва, 2005г.) .

Основными средствами обучения детей являются: занятие, игра, экскурсия, беседы, экспериментирование, развлечения, практическая деятельность.

Диагностическое обследование у детей по валеологии проводится по методике В. А. Деркунской. Диагностика валеологической культуры ребенка помогает выявить осознанное отношение ребенка к здоровью и жизни человека, решение задач, связанных с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья, оказанием элементарной медицинской помощи и самопомощи.

 

 

 

 

Перспективный план валеологического кружка «ЗОЖ»

на 2015-2016 учебный год

(старшая группа)

Цель. Формирование у старших дошкольников знаний о своем организме, правилах безопасности и основах здорового образа жизни.

Задачи:

1. Помочь детям овладеть основами гигиенической культуры.

2. Формировать представления детей о строении человеческого тела, об органах и их значении.

3. Обучать детей уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной медицинской помощи.

4. Развивать представление о том, что полезно, а что вредно для организма.

5. Формировать привычку ежедневных физических упражнений.

6. Изучать причины возникновения экстремальных ситуаций, умение находить выходы из них, соблюдение мер безопасности.

7. Выработать у детей осознанное отношение к своему здоровью.

№ Тема Задачи

Сентябрь

1.  Дидактическая игра «Умею – не умею». Поддерживать у детей радостное настроение, чувство удивления и гордости своими способностями.

2. Занятие «Витамины укрепляют организм». Развиваем представления о пользе витаминов.

3. Рисование «Из чего сделан Я? » Выяснить, как дети представляют себе свое Я, свой организм, свои органы.

4. Чтение художественной  литературы К. Чуковский «Мойдодыр». Закрепить с детьми культурно-гигиенические навыки.

Октябрь

1. Беседа «Чистота – залог здоровья». Подвести детей к пониманию прямой зависимости чистоты и здоровья.

2. Занятие «Мы стремимся иметь здоровые глаза». Соблюдение мер безопасности.

3. Выставка рисунков. Выразить свое отношение к грязнулям, как косвенными средствами, так и словесно.

4. Трудовые поручения по поддержанию чистоты в группе. Воспитывать трудолюбие, негативное отношение к беспорядку, грязи в помещении.

Ноябрь

1. Занятие «Витамины и их значение в жизни человека». Закрепляем знания о пользе витаминов.

2. Дидактическая игра «Опасно – неопасно». Развивать чувство самосохранения, учить предвидеть возможные последствия своих поступков.

3. Чтение художественной  литературы А. Барто «Я расту». Воспитывать чувство сострадания к несчастию ближнего, желание помочь, доставить радость.

4. Беседа «Сделай компьютер своим другом» Формировать представления детей о том, что компьютер может быть вреден для здоровья.

Декабрь

1. Сюжетно-ролевая игра «Больница». Воспитывать уважение к профессии врача, понимать ее огромную роль и важность для каждого из нас.

2. Занятие «У природы нет плохой погоды».

3. Рисование на тему «Мое сердце! » Поддерживать интерес к познанию своего тела, выяснить, как дети представляют свое сердце.

4. Чтение художественной литературы Г. Х. Андерсен «Снежная королева» Дать детям представление о людях с крепким и «живым» сердцем, вызвать желание быть похожими на людей с отзывчивым сердцем.

Январь

1. Занятие «Сердце семьи». Формируем бережное отношение к здоровью.

2. Практические упражнения и экспериментирование. Учить детей прислушиваться к себе, уметь определять свои ощущения и их причины, развивать навыки наблюдения.

3. Экскурсия «За здоровьем в зимний лес» Закрепить представления о чистом и грязном воздухе, поддерживать желание заниматься зимними видами спорта.

Февраль

1. Занятие «Дорога к доброму здоровью». Выработать у детей осознанное отношение к своему здоровью.

2. Игра «Путешествие на кухню». Познакомить детей с трудоемким процессом приготовления пищи, воспитывать чувство благодарности и уважения к поварам.

3. Чтение художественной. литературы С. Маршак «Робин – Бобин» Воспитывать в детях силу воли и чувство ответственности.

4. Беседа «В гости к тете Зубной Щетке». Познакомить с правилами ухода за зубами, с техникой чистки зубов.

Март

1. Занятие «Очищение души». Выработать у детей осознанное отношение к своему здоровью.

2. Беседа «Пришла весна – ребятишкам не до сна». Способствовать формированию полезных привычек.

3. «Кто спортом занимается». Формировать представление детей о необходимости заниматься спортом; продолжать способствовать формированию здорового образа жизни. Стихотворение Т. Волгиной «Два друга».

4. Занимательный досуг «Что может делать мой мозг? » Расширить представления о том, что все, что они могут делать, они могут делать только благодаря тому, что у нас есть чудо-мозг.

Апрель

1. Занятие «Смотри во все глаза».

2. Рассказ детей на тему: «Каким я хочу быть» Выяснить, желают ли дети быть здоровыми, заниматься спортом, стремиться никогда не унывать.

3. Дидактическая игра «Опасно – неопасно». Расширить и закрепить знания об опасных предметах; воспитывать осознанное отношение к своему здоровью.

4. Беседа «Полезные и вредные привычки». Закреплять знания детей о полезных и вредных привычках.

Май

1. Дидактическая игра «Съедобное – несъедобное» Учить различать съедобные грибы и ягоды по картинкам.

2. Беседа «Зеленая аптека». Познакомить детей с лекарственными растениями, которые способствуют укреплению здоровья.

3. Наблюдение за поведением детей, анализ детских высказываний, суждений Выяснить, насколько осознанны полученные представления, опираются ли они на них в реальной жизни.

Использованная литература:

1. Н. С. Голицына. ОБЖ для старших дошкольников. Москва, 2010г.

2. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева. Безопасность. СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005г.

3. Т. С. Никанорова. Здоровячок. Система оздоровления дошкольников.

4. В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова. Познавательное развитие.

5. Т. А. Шорыгина. Беседы о здоровье. Методическое пособие. Москва, 2013г.


10 февраля 2016 в 21:19

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.