Наталья Иннокентьевна Багайникова
Конспект НОД "Осень - чудная пора"Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Осень - чудная пора!»
Цель: обобщать и конкретизировать знания детей об осени как о красивом времени года. Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Задачи: - стимулировать познавательную активность; - формируем знания детей об осенних изменениях в природе, об особенностях осенних деревьев; - развивать логическое и образное мышление у детей; - развивать у детей внимание, воображение и восприятие; - дать детям представление о пользе яблока и свежевыжатого яблочного сока; - развивать сенсорные ощущения, удовольствие от восприятия красивых плодов, их запаха и вкуса; - развивать технический кругозор; - вызвать эмоциональный отклик и желание на совместную с педагогом деятельность; - учить понимать содержание поэтических текстов; - расширение словарного запаса (наливное, румяное, пасмурная, ранняя, поздняя, шелестят, шуршат, упражнять в образовании прилагательных (ивовый, кленовый, свекольный, капустный, смородиновый и т. д.), активизация обогащения словарного запаса по теме «Осень»; - учим детей отвечать на вопросы воспитателя полными ответами ; - содействовать развитию у детей коммуникативности, обеспечить развитие монологической и диалогической речи; - воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе, умение любоваться осенней красотой, и её явлениями; - создание эмоционального и психологического комфорта; - совершенствование двигательных умений и навыков; - аккуратное использование ИКТ. Предварительная работа: рассматривание картин известных художников, альбомов об осени, осенних явлениях, чтение художественной литературы, заучивание поговорок, песен, стихов, загадок, наблюдения на прогулках, путешествие по экологической тропе, дидактические игры. Оборудование: макеты осенних деревьев, листок – письмо от Осени, листья разных деревьев, диаграмма «Времена года», шкатулка, карточки с изображением природных и погодных явлений, осенний венок, соковыжималка, корзина с яблоками, кувшин с водой, полотенце, пирожки с яблоками. Воспитатель. –Сегодня замечательный день, ребята! К нам пришло много гостей. Давайте поздороваемся с ними, и улыбнемся им. - Я думаю, что все ребята любят загадки. Верно? Дети. – Да! Воспитатель. – Будьте внимательны: Дни стали короче, Длинней стали ночи, Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? (Осенью) Воспитатель. – Какая же она, осень? Дети. - Золотая, урожайная, красивая, ранняя, поздняя, дождливая и т. д. Воспитатель. – Все верно! Молодцы ребята! Вот, оказывается, сколько разных определений осени вы знаете. Ребята, сейчас я совершу волшебство. Не верите? Подходим поближе ко мне и закрываем глаза, послушайте «музыку волшебства» . (Звучит музыка, листья, деревья, венок) Воспитатель. – Ребята, где же мы находимся? Дети. – На осенней полянке. Воспитатель. – Правильно, ребята на осенней полянке. А давайте вместе погуляем по этой волшебной полянке? Дети. – Давайте! Воспитатель. – А что это такое под ногами? Дети. – Листья. Воспитатель. – Пройдемся по ним? Что вы слышите? Какие звуки? Дети. – Листья шепчутся, шелестят и шуршат. Воспитатель. – (игра «От какого дерева листок? ») Береза – березовый, клен – кленовый, рябина – рябиновый, ива – ивовый, липа – липовый, дуб – дубовый). Воспитатель. – Посмотрите, какой необычный лист я нашла! Что-то написано. Да это же письмо от Осени! «Дорогие ребята! Я очень желаю послушать, какие красивые стихи про осень вы знаете. Матушка Осень». Вы, ребята, знаете осенние стихи? Прочти стих про осень, Жанна, пожалуйста. «Летний сад» Летний сад порыжел немножко. Хоть возьми да и перекрась! Это осень — рыжая кошка - Тёмной ночью в него пробралась. Где ступала на мягких лапках, Там и след оставляла свой: Крона дуба — в жёлтых заплатках Клён горит огневою листвой. На газоне — смотрите сами - Не трава, а рыжая шерсть! Это кошка лазать устала И решила в траве присесть. Г. Новицкая Воспитатель. – Благодарю тебя, Жанна! Ребята, как красиво автор рассказывает об осени, правда? А кто же такая «рыжая кошка»? Дети. – Осень Воспитатель. – Почему же автор ее так называет? Дети. – Потому что листья и трава стали желтыми, как рыжая кошка. Воспитатель. – «Клен горит огневой листвой»? Почему автор так говорит? Дети. – Осенью кленовые листья стали красными, как огонь. Воспитатель. – Молодцы, вы очень внимательные! А сейчас я покажу вам шкатулочку, а в ней – картинки с изображением природных и погодных явлений. (Расстелить диаграмму, раздать карточки). Мы поиграем с вами в игру «Осенние признаки», и мы узнаем, хорошо ли вы их знаете. Подойдем к диаграмме времен года, и вспомним: каким же цветом обозначена осень? Дети. – Желтым Воспитатель. – А зима? Весна? Лето? Дети. – (Отвечают на вопросы) Воспитатель. – Прошу всех присесть. Будьте очень внимательны. На ваших карточках изображена не только осень. Если я назову приметы осени, дружно отвечайте «Да», а если я скажу примету другого времени года, отвечайте «Нет». Начинаем? Дайте верный ответ: Осенью цветут цветы? (нет) Осенью растут грибы? (да) Снегом землю укрывает? (да) Часто — часто льют дожди? (да) Туманы осенью плывут? (да) Ну а птицы гнёзда вьют? (нет) Звери норки закрывают? (да) Урожай все собирают? (да) Птичьи стаи улетают? (да) Солнце светит очень жарко? (нет) Все купаются в реке? (нет) Можно детям загорать? (нет) Ну, а что же надо делать? Куртки, шапки надевать? (да). Сапоги всем обувать? (да) А почему? Дети. – Потому что, осенью стало холодать и чтобы не замерзнуть и не заболеть, нужно теплее одеваться. Воспитатель: Умницы, правильно. Вы ребята, очень хорошо знаете осенние признаки. Давайте сейчас подойдем к окну и обратим внимание – какие осенью красивые деревья. Посмотрите, осенний листок летит. И еще, еще. Скажите мне, как называется это осеннее явление? Дети: Листопад! Воспитатель. Правильно. А сейчас, представим с вами, что все мы осенние листики. (физминутка) Дует, дует ветер. Дует, задувает, Желтые листочки С дерева срывает. И летят листочки, Кружат по дорожке. Падают листочки, Прямо нам под ножки. Воспитатель. – Ребята, сейчас я вам покажу небольшой музыкальный фильм про прекрасное время года - осень. Полюбуемся? (презентация «Осенний калейдоскоп») Отгадайте, кто выступал в роли фотографа? Это ваши родители такой красивой увидели осень и показали её нам с вами. ВХОДИТ КРАСАВИЦА ОСЕНЬ С КОРЗИНКОЙ В РУКАХ. КОРЗИНКА НАКРЫТА ПЛАТКОМ. ОГЛЯДЫВАЕТСЯ ПО СТОРОНАМ. Осень. – Что за чудеса! Здравствуйте всем! Здравствуйте ребята! Куда это я попала? Дети: В детский сад! Осень. – Какой у вас красивый детский сад! Осень: А вы знаете, про меня в народе говорят, что я припасиха и прибериха. У меня есть волшебная корзина, в которой я спрятала дары . А какие дары осени вы знаете? Дети. – Овощи и фрукты (игра «Волшебная корзина», яблоко достаем последним) Осень. – А вы любите яблоки? Дети. – Конечно! Осень. – А какое оно, яблоко? Дети. – Наливное, вкусное, сладкое, ароматное, витаминное и т. д. Осень. - А что же из яблок делают? Дети.: (Ответы) Осень. – Отгадайте, что у меня в корзинке (говорит и одновременно снимает платок). Я знаю, что дети очень любят яблочный сок и поэтому прихватила с собой яблоки. А вы когда –нибудь видели, как делают яблочный сок? Сейчас я вам это покажу? (приготовить стол) Осень. - Но сначала, перед тем как угоститься яблоками или приготовить сок, что обязательно нужно сделать? Дети. – Вымыть руки и яблоки Воспитатель. – давайте Осень, я вам помогу! (Поставить на стол соковыжималку) Осень угощает детей соком, дети пробуют и рассказывают о своих ощущениях. Осень. – Свежевыжатый сок очень полезный, в нем содержатся витамины, минералы и полезные вещества. Воспитатель. – Ребята, сок из яблок – называют яблочным, а из свёклы? Из моркови? Из капусты? Из смородины? На столе в стакане сок – Яблочный Выпекается пирог - Яблочный Аромат плывет – Яблочный И румянец на щеках – Яблочный. Кто румяней всех на свете? Это яблоки и дети! Воспитатель. – Спасибо тебе щедрая Осень! Послушай, пожалуйста, нашу осеннюю песенку. (песня «Осень, осень, осень чудная пора…») Рефлексия. Ребята, как хорошо мы провели время! Узнали много интересного, занимательного и чудесного. Провели время с пользой, поиграли, подвигались и даже подкрепились немножко. Понравилось вам? (психогимнастика «Улыбнись») А сейчас я предлагаю всем нам взяться за руки, улыбнемся друг другу и нашим гостям. И пусть свет наших улыбок как солнышко согреет нас и наших гостей. До свидания!
Самоанализ
НОД осуществлялась в соответствии с конспектом. Конспект составляла самостоятельно, учитывая задачи основной общеобразовательной программы, соответствующие ФГОС и данному возрасту детей. Для реализации поставленных задач были выбраны приемы, помогающие решить в интересной и занимательной форме программные задачи. На каждый момент НОД выбрала и приготовила различные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Все пособия соответствовали размерам и отвечали эстетическим требованиям. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в НОД. Для усиления эмоционального восприятия использовались музыка и компьютерная презентация. На развитие коммуникативных качеств, и устанавлению дружеских взаимоотношений как внутри детского коллектива, так и между воспитателем и детьми провела психогимнастику «Улыбнись». Длительность НОД соответствует гигиеническим нормам для детей данного возраста. Соблюдены воздушный, тепловой, санитарный режим. НОД была динамичной, она включала приемы, которые предусматривают быструю смену деятельности. Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течение НОД позволили избежать утомляемости детей. НОД была выстроена логично и последовательно, подчинялась одной теме. В каждом моменте использовались в работе с детьми вопросы поискового характера, создавались проблемные ситуации, вопросы на сообразительность и логическое мышление – все это способствовало эффективности НОД, повышению познавательной и мыслительной деятельности. Приемы носили игровой характер, были основаны на игровых обучающих ситуациях, в которых воспитатель побуждал детей к самостоятельной, эвристической деятельности, применению накопленного опыта. В интересной игровой форме реализовала основную обучающую цель - обобщать и конкретизировать знания детей об осени как о красивейшем времени года. Во время НОД я не доминировала над детьми, старалась общаться с детьми на одном уровне, «глаза в глаза». Отношения между мной и детьми выстраивались по принципу субъект – субъектных. Я старалась быть в позиции «рядом». Во время НОД отрабатывались навыки поведения детей (умение выслушивать ответы других, внимательно слушать задания и т. д., поведение детей в НОД регулировала и направляла, поддерживала у детей интерес на протяжении всего времени).
10 февраля 2016 в 21:14
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.